Главная arrow Главная arrow Русская архитектура

Главная
Структура зданий
Строительная физика
Детали скатных крыш
Общественные здания
Жилые здания
Основания и фундаменты
Фундаменты
Стены
Что такое перекрытия
Балочные перекрытия
Железобетонные балки
Детали балочных перекрытий
Панельные перекрытия
Монолитные перекрытия
Полы
Лестницы
Полы с деревянным покрытием
Скатные чердачные крыши
Перегородки
Каркасные перегородки
Кровля скатных крыш
Деревянные кровли
Планировка пром. зданий
Трубопроводы и коллекторы
Резервуары
Конструкции пола
Монолитные полы
Покрытие из штучных материалов
Конструктивные элементы
Многоэтажные пром. здания
Детали фундаментов и стен подвалов
Стены из штучных камней
Однородные кирпичные стены
Стены из керамических камней
Стены из легкобетонных камней
Облегченные стены из штучных камней
Элементы и детали стен из штучных камней
Стены из крупных блоков
Стены из кирпичных блоков
Стены из силикальцитиных блоков
Детали крупноблочных стен
Стены из крупных панелей
Стены из навесных панелей
Стены из несущих и самонесущих панелей
Детали крупнопанельных стен
Дома из объемных блоков
Деревянные стены
Деревянные стены заводского изготовления
Карта сайта
Карта сайта

Русская архитектура

Успенский собор в Московском Кремле. Архитектура собора благодаря стройным пропорциям и строгому оформлению фасада — гладкая поверхность стен, расчлененных сильно выступающими лопатками *,— проста и лаконична, но в то же время величава и празднично торжественна. Собор перекрыт высоко поднятыми крестовыми сводами, имеющими вследствие хорошего качества материалов (вяжущего и кирпича), а также высокого качества работ небольшую толщину (всего в один кирпич) и простую конструкцию при значительном пролете. Облегчение купола позволило уменьшить сечение столбов и более широко их расставить. Благодаря этому, а также значительной высоте помещения, собор внутри приобрел вид единого просторного, светлого зала, что отвечало его назначению: в нем проводились массовые пышные обряды. Цельность и торжественность внутреннего пространства собора подчеркиваются тем, что в нем отсутствуют хоры — непременные элементы ранее выстроенных княжеских храмов. Зальный характер интерьера придает этому культовому сооружению черты, свойственные гражданской архитектуре. Среди прославленных сооружений Кремля, свидетельствующих о величии русского национального зодчества и культуры, выделяется Грановитая палата (1487—1491 гг.) — тронный зал московских царей. Это новый тип зданий с оригинальным большим помещением (площадь около 500 м2, перекрытым крестовыми сводами, опирающимися посредине на столб. Зал богато украшен позолотой, фресками, живописью, выполненными на высоком художественном уровне. Архитектура Грановитой палаты, несмотря на ее грандиозность, сохраняет традиции народного жилища (в здании повторены форма и в некоторой части пропорции деревянной избы с сенями). Строительство кремлей, монастырей, крепостей и других укрепленных сооружений было типичным не только для Москвы. Подобные сооружения возводились также в Туле, Коломне, Можайске, Серпухове и других стратегически важных местах формировавшегося Московского государства.Высокого расцвета отечественное искусство и архитектура достигли в 16 в., ознаменовавшемся в истории завершением объединения русских вемель в Русское централизованное государство.храм Василия Блаженного в Москве Храм Храм Василия Блаженного в Москве (рис. 29)
К числу примечательных особенностей, проявившихся в архитектуре этого периода, относится появление монументальных шатровых храмов-башен, а в конструкциях — каменных крестовых сводов и бесстолпных покрытий, свидетельствовавших о прогрессе строительной техники. В это время создаются превосходные памятники архитектуры — такие, как шатровый храм Вознесения в с. Коломенском (1530—1532 гг.), храм Василия Блаженного в Москве (рис. 29)(1555—1560 гг.), которые вошли в сокровищницу монументальной архитектуры не только отечественного, но и мирового зодчества как блестящие творения гения русского народа. Церковь Вознесения возведена из белого камня на крутом берегу Москва-реки в виде вертикального столба. Отличается она поразительной гармоничностью отдельных частей и здания в целом, динамичностью лета, органической связью с окружающим ландшафтом. Храм Василия Блаженного (Покровский собор) воздвигнут в честь победы над Казанским ханством. По своеобразной композиции, архитектурным формам и деталям, богатству и художественному мастерству отделки храм не имеет себе равных в отечественном зодчестве. Это уникальное сооружение стало монументом славы Русского государства, символом могущества народа, победившего поработителей. Храм возведен из кирпича и белого камня. В последующие годы его стали раскрашивать во многие цвета. Сооружение имеет цокольный этаж (с обычным для древнерусского церковного зодчества планом в форме равноконечного креста), на котором возвышаются девять столпов — отдельных башнеподобных церквей, связанных между собой галереей в единую группу. Центральный, наиболее высокий столп, увенчан шатром, а остальные, расположенные по концам креста и диагоналям,— главами луковичной формы, различными по величине, форме и деталировке. Архитектурное решение храма отличается сложным членением, большим разнообразием и живописностью примененных архитектурных форм и деталей — кокошников *, лопаток, стрельчатых тяг и др. * Лопатка — плоский, вертикальный прямоугольный в плане выступ стены; в отличие от пилястры не имеет элементов ордера — капители, базы и т. п.