Главная arrow Главная arrow Русская архитектура

Главная
Структура зданий
Строительная физика
Детали скатных крыш
Общественные здания
Жилые здания
Основания и фундаменты
Фундаменты
Стены
Что такое перекрытия
Балочные перекрытия
Железобетонные балки
Детали балочных перекрытий
Панельные перекрытия
Монолитные перекрытия
Полы
Лестницы
Полы с деревянным покрытием
Скатные чердачные крыши
Перегородки
Каркасные перегородки
Кровля скатных крыш
Деревянные кровли
Планировка пром. зданий
Трубопроводы и коллекторы
Резервуары
Конструкции пола
Монолитные полы
Покрытие из штучных материалов
Конструктивные элементы
Многоэтажные пром. здания
Детали фундаментов и стен подвалов
Стены из штучных камней
Однородные кирпичные стены
Стены из керамических камней
Стены из легкобетонных камней
Облегченные стены из штучных камней
Элементы и детали стен из штучных камней
Стены из крупных блоков
Стены из кирпичных блоков
Стены из силикальцитиных блоков
Детали крупноблочных стен
Стены из крупных панелей
Стены из навесных панелей
Стены из несущих и самонесущих панелей
Детали крупнопанельных стен
Дома из объемных блоков
Деревянные стены
Деревянные стены заводского изготовления
Карта сайта
Карта сайта

Русская архитектура

Несмотря на это, здание воспринимается как цельное неповторимое архитектурное произвеение, в котором воплощены традиции и художественные идеалы русского народа. Русское искусство, столь расцвевшее в 16 в., в начале 17 в. претерпевает временный упадок, вызванный нашествием на московские и новгородские земли поляков и шведов. После изгнания интервентов строились преимущественно небольшие, но богато декоративно оформленные здания. Широко применялось отвечающее вкусам заказчиков — бояр и купцов — украшение построек, как культовых, так и гражданских, большим количеством разноообразных деталей из белого камня на фоне красных кирпичных стен, что в некоторых случаях приводило к дроблению архитектурных форм, потере выразительности и монументальности, свойственных сооружениям предшествующего столетия. С середины 17 в. значительных успехов добиваются русские зодчие в области строительной техники, в частности, в производстве строительных материалов и возведении экономичных конструкций. В больших количествах и высокого качества изготовляются кирпич, особенно лекальный (фигурный), керамика, в том числе цветная, изделия из белого камня, сборные деревянные детали для домов и др. Более эффективными становятся конструкции зданий — уменьшается толщина стен, увеличиваются перекрываемые пролеты, прямоугольные проемы заменяются арочными, чаще применяются стекло для освещения вместо слюды, железные кровли вместо тесовых и черепичных. Конец 17 в. ознаменовался новым подъемом русской культуры и искусства, вызванным укреплением могущества государства и налаживанием связей с другими странами. Наряду с культовыми сооружениями возводятся монументальные гражданские здания для привилегированного общества, причем на архитектуру такого рода зданий оказывают влияние тенденции, характерные для культовых сооружений, а у последних, наоборот, появляются черты архитектуры светских зданий. Строятся в большом количестве дворянские и купеческие усадьбы с каменными домами-палатами, домовыми церквями и другими службами. Несмотря на сравнительно небольшие размеры этих построек, при их возведении использовались формы и приемы, характерные для больших сооружений, что в некоторых случаях приводило к утрате цельности архитектурного облика зданий. Так, фасады обильно украшались орнаментом из кирпича, проемы обрамлялись множеством декоративных арок, пышными наличниками,мелкоразмерными колоннами, фронтонами и т. п. Что же касается монументального строительства, то в этот период были созданы неповторимые образцы русской национальной архитектуры. * Кокошник — декоративное оформление стен, сводов, барабанов профилированными  арками (часто заостренными) с заполненным архитектурными деталями полем.  На русское зодчество оказал определенное влияние процветавший тогда в некоторых странах стиль барокко, хотя в России он был самобытным: в нем нашли отражение передовые веяния и многовековой опыт отечественной архитектуры, благодаря чему этот стиль обогатил национальную русскую архитектуру и послужил дальнейшим шагом па пути ее развития. Интересным памятником раннего русского барокко является церковь Покрова в Филях под Москвой (1690—1693 гг.— рис.30), отличающаяся необычной легкостью и стройностью силуэта, устремленного ввысь и хорошо вписанного в окружающую природу, а также изяществом тонко проработанных белых архитектурных деталей на красном фоне стен. Из гражданских зданий этого периода заслуживают внимания монастырские трапезные — большие, с развитыми оконными проемами залы без внутренних опор, перекрытые сводами. Например, трапезная Троице-Сергиева монастыря (1668—1692 гг.) площадью 500 м2 перекрыта цилиндрическим сводом, пролет которого составляет 15 м. Трапезные, как правило, имели богато декорированные ордерными мотивами и отделанные в шашку фасады (трапезные Новодевичьего и Троице-Сергиева монастырей и др.).
Наряду с гражданскими и культовыми зданиями создаются промышленные сооружения, такие как Монетный, Хамовный (Полотняный) и другие дворы. В Москве был воздвигнут первый каменный мост длиною 150 м. В Москве, Туле и других городах Русского государства возводятся металлургические, металлообрабатывающие и другие заводы. Большие успехи зодчества периода Российской империи (18 — первая половина 19 вв.), как и всей русской экономики и культуры в целом, связаны с деятельностью Петра I. В его царствование, в частности, было значительно расширено производство кирпича и других строительных материалов и изделий, стандартизовалось их изготовление; были введены различные законоположения, инструкции и кодексы по строительству; началась систематическая подготовка архитектурных кадров, издание литературы по строительству и архитектуре, а также изучение опыта зарубежного строительства; в Россию стали приглашать западноевропейских зодчих. Крупным вкладом в сокровищницу русского и мирового зодчества было возведение Петербурга с его ансамблями, общественными зданиями, городскими и загородными дворцами, улицами, парками.